Требования к зачетам для групп СЕССИОННОГО обучения

Зачет №1

А.С. Пушкин

1. Ознакомьтесь с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Напишите сочинение-рассуждение 50слов  « Какие черты личности А.С. Пушкина мне запомнились?

 

2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг..." и ответьте на предложенные вопросы.

 

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
         Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
         Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
         Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
         И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
         И не оспоривай глупца.

Вопросы для анализа стихотворения

1

Какие темы раскрываются в этом стихотворе­нии?

2

В чем видит Пушкин свою заслугу как поэта перед обществом? Найдите в тексте слова и выра­жения, в которых он определил значение своего творчества.

3

В каком значении употреблены слова «лира», «язык»?

 

4

Как вы понимаете выражение «нерукотвор­ный памятник»? В чем смысл противопоставления его Александрийскому столпу?

 

5

       Чем это стихотворение вам понравилось?

 

3. Прочитайте поэму А.С. Пушкина "Медный всадник". Письменно ответьте на один из вопросов:

а) «Наводнение – Божия стихия или беда, вызванная государственной деятельностью Петра?»

б)«Что важнее – интересы государства или интересы человека-песчинки? Точка зрения А.С. Пушкина и Ваша»

М.Ю. Лермонтов

 

Задание: прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова "Дума". Допишите анализ этого стихотворения

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднице чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

(1838 г.)


Анализ произведения

Характеристика каждого абзаца (части) стихотворения.

1 абзац:

В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: "печально", "томит", "вянем", "познанья", "сомненья", "добру", "злу" и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: "постыдно", "позорно". Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
    Так тощий плод, до времени созрелый,
    Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,
    Висит между цветов, пришелец осиротелый,
    И час их красоты - его паденья час!


 В этом абзаце автор рассуждает о…   _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор приходит к выводу о том, что… _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2, 3 абзацы:

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь".  Тем самым автор хочет показать читателю, что…________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4 абзац:

В четвертом абзаце автор как бы подводит грустный итог жизни современного поколения. Он говорит, что …___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судьи", "гражданина" и т. д. Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
     Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.

Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.

 

Итог (оценка стихотворения):

Это стихотворение по праву можно назвать шедевром, потому что оно не только несет эстетическую функцию, но и поучительную. Это стихотворение актуально. Оно учит современную молодежь…_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Н.В. Гоголь

1. Краткий конспект: Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества.

2. Прочитать повесть "Шинель". Написать сочинение на одну из предложенных тем:

а)"Мечта и реальность в повести Н.В. Гоголя "Шинель".

б) "Доброта и жестокость в повести Н.В. Гоголя "Шинель".

 

Дополнительно:

+для получения зачета необходимо написать итоговый тест (тест дается учителем на занятии и решается при нем)

 

Зачет №2

Кроссворд по роману "Обломов"

ВОПРОСЫ 1.Каким словом определил Штольц жизнь Обломова? 2.Имя главного героя романа. 3.Имя лучшего друга Обломова. 4. Имя жены героя. 5. Имя жены слуги Обломова. 6. Название города, в котором умер Обломов. 7. Главное качество (человеческое) Штольца. 8. Где любил проводить свой досуг Обломов? 9. Имя слуги Обломова. 10. Название деревни главного героя И.А.Гончарова. 11. Фамилия любимой женщины бездеятельного Обломова. 12. Ветка какого растения стала символом любви между Ольгой и Обломовым? 13. Какая часть тела больше всего привлекала Обломова в своей жене? 14. Имя отца главного героя. 15. Сколько мыслей терзало ум Обломова в I главе? 16. Самый грубый и безнравственный герой романа. 17. В каком городе Штольц долгое время ждал Обломова? 18. Самый ничтожный и никому незаметный герой в романе «Обломов». 19. Самое любимое занятие Обломова. 20. Что заложила жена Обломова, когда ей не хватало денег, чтобы вкусно кормить любимого? 21. Самая любимая и удобная обувь Обломова. 22. Самая любимая и удобная одежда Обломова. 23. Чем больше всего любила заниматься Ольга? Чем она занималась, когда Обломов понял, что он любит Ольгу? 24. Что чувствовала Ольга к Обломову в конце романа? 25. Как звали единственного сына Обломова? 26. Какое самое любимое место встречи было у двух влюбленных: Ольги и Обломова? Где Ольга согласилась выйти замуж за героя? 

 

Блиц-тест по творчеству А.Н. Островского и И.А. Гончарова.

Часть 1

А 1Укажите годы жизни А.Н.Островского.

1) 1820 - 1881                    3) 1823 - 1901

2) 1823 - 1886                    4) 1825 - 1903

А 2Какая пьеса принесла А.Н.Островскому известность?

1) «Свои люди – сочтёмся»

2) «Доходное место»»

3) «На всякого мудреца довольно простоты»

4) «Бесприданница»

А 3Жизнь какой социальной среды изображена в пьесе «Гроза»?

1) дворянства

2) купечества

3) духовенства

4) крестьянства

А 4Какая сцена открывает драму «Гроза»?

1) диалог Варвары и Катерины

2) монолог Бориса о себе

3) диалог Кулигина и Кудряша в общественном саду

4) монолог Кулигина о нравах города Калинова

А 5Противоборство каких героев лежит в основе конфликта пьесы «Гроза»?

1) Катерина – Кабаниха

2) Кабаниха – Дикой

3) Тихон – Борис

4) Катерина – Тихон

А 6Кто из персонажей пьесы в финале делает попытку открыто восстать против «тёмного царства»?

1) Борис                      3) Тихон

2) Кулигин                  4) Варвара

А 7Кто из критиков назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве»?

1) М.А.Антонович                    3) Д.И.Писарев

2) Н.А.Добролюбов                 4) А.А.Григорьев

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1 – В4; С1.

Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)

Варвара. Что ты выдумываешь- то?

Катерина (вздыхая).  Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была? Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала: что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы, – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара Да ведь и у нас то же самое.

Катерина Да здесь всё как будто из- под неволи.

А.Н.Островский.

В 1Как называется развёрнутое высказывание одного из героев произведения?

В 2 Назовите термин, которым в драматургии обозначают авторское пояснение в тексте пьесы, сопровождающее действия персонажей (в данном фрагменте: «Хочет бежать», «вздыхая»).

В 3Какой художественный приём использован при описании жизни Катерины в родительском доме («Я жила…, точно птичка на воле», «маменька… наряжала меня, как куклу»)?

В 4 Выпишите из текста фразеологизм.

С 1*Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

1. Какие стороны характера, духовного облика героини пьесы раскрываются в данном фрагменте текста?

2. Прокомментируйте фразу Катерины: «Да здесь всё как будто из-под неволи». В чём, по вашему мнению, трагедия личности в «тёмном царстве»?

Часть 2

А 8 В каком варианте ответа неверно указана дата публикации произведения И.А.Гончарова?

1) «Обыкновенная история» – 1847

2) «Фрегат Паллада» –1858

3) «Обломов» – 1861г.

4) «Обрыв» – 1869

А 9В рамках какого литературного направления создан роман «Обломов»?

1) романтизм                3) сентиментализм

2) реализм                    4) модернизм

А 10 В «Обломове» доминируют жанровые признаки романа

1) авантюрного

2) исторического

3) историко-публицистического

4) социально-психологического

А 11 Какие черты не характерны для натуры Ильи Обломова?

1) страх перед жизнью

2) лень, эгоизм, паразитическая мораль

3) способность на смелые поступки, деловая хватка

4) чувствительность ,  уступчивость, стремление к добру

А 12 Какая из вещей Обломова «живёт той же жизнью, что и хозяин»?

1) кресло                   3) колпак

2) халат                      4) чернильница

А 13Кто помогает Обломову вернуться в то естественное для него состояние, в котором герой пребывает в начале романа?

1) слуга Захар                        3) Ольга Ильинская

2) Андрей Штольц               4) Агафья Пшеницына

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В5 – В8; С2.

Комната… с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там тояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материю, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё, что тут было, прочёл бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них… Утончённый  вкус  не  удовольствовался  бы  этими  тяжёлыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и расставил всё это?» От такого холодного воззрения … на свою собственность, а может быть, и ещё от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, … вид кабинета, если осмотреть там всё повнимательнее, поражал господствующею в нём запущенностью и небрежностью. … Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. …Можно было бы подумать, что тут никто не живёт – так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия.

В 5 Укажите термин, которым в литературоведении называют элемент композиции произведения, представляющий собой описание жилища героя.

В 6 Как  в  литературоведении  называются  такие  значащие подробности, на которые обращает внимание И.А.Гончаров при описании кабинета Обломова?

В 7 В третьем абзаце текста найдите слово, повтор которого усиливает впечатление от равнодушия хозяина к своему жилищу.

С 2 Дайте связный ответ в объёме 5 – 10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

1. Какова смысловая функция данного фрагмента в тексте романа?

2. Сравните приёмы характеристики Обломова в данном произведении с приёмами характеристики помещиков в «Мёртвых душах» Н.В.Гоголя. В чём сходство?

 

ЗАЧЕТ №3

1) Тема сочинения: Быть похожим на родителей - это достоинство или недостаток?

Пишем вступление

¢  1. Какова роль родителей в жизни человека?

¢  2. Что стараются передать родители своим детям?

¢  3. Почему, на ваш взгляд, родители бывают иногда строгими с детьми?

¢  4. В чем причина, на ваш взгляд, самонадеянности детей и их стремления поступать иногда вопреки воле родителей?

¢  5. В каком случае быть похожими на родителей – достоинство?

Аргументация

¢  1. Возникновение непонимания между поколениями может ли стать причиной того, что дети не хотят быть похожими на своих родителей?

¢  2. В каком произведении русской литературы вы встречали пример нежелания детей быть похожими на своих родителей?

¢  (И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»)

¢  3. Кем считали себя Базаров и Аркадий?

¢  4. Почему Базаров был уверен, что время «отцов» прошло?

¢  5. Почему Аркадий испытывает неловкость перед Базаровым, когда отец цитирует Пушкина или играет на виолончели?

Микровывод:

¢  На чьей стороне правда, с точки зрения автора: на стороне разрушителей всего старого и отжившего или на стороне тех, кто живёт по нравственным законам, переданным предыдущими поколениями?

На кого становится похож Аркадий?

Общий вывод

отвечаем на вопрос темы: Быть похожим на родителей - это достоинство или недостаток?

¢  Быть похожими на родителей – это, безусловно, достоинстсво, если…

 

Тест (к зачету №3)

 

Часть 1.

  1. 1.     В каком году родился Салтыков-Щедрин?

А. 1826 – 1889

Б. 1833-1899

В. 1846 – 1903

Г. 1858 – 1921


2.  Какие произведения написал Салтыков-Щедрин? (не менее 3х)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как называл Щедрин свои сказки?

А. Сказки для взрослых

Б. Сказки для детей изрядного возраста

В. Дикие сказки

Г. Волшебные сказки


4. Что отличает сказки Салтыкова от народных сказок?

сарказм

смешение категорий добра и зла

нет положительного героя

уподобление человека животному

 Зачин

сказочный сюжет

фольклорные выражения

народная лексика

сказочные персонажи

концовка


  1. 5.     Сарказм - это…

   А. - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное.

Б. - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества.

В. - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.

6. Какие главные герои в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

А. Два капитана

Б. Два солдата

В. Два генерала

Г. Два мужика


7. В каком виде два генерала прибыли на остров?

а) в мундирах                                     в) в шубах и валенках

б) в ночных рубашках                       г) раздетые

 

8. Как главные герои  в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?попадают на остров?

А. Благодаря золотой рыбки

Б. По щучьему велению

В. Сами пришли

Г. Мужик привез


9. О чем постоянно думают генералы в начале повести?

А. О доме

Б. О ночлеге

В. О еде

Г. О работ

10. Кто такой мужик?

А. Зависимый крестьянин

Б. обычный человек

В. Дворянин

Г. Купец


11. Чем генералы наградили мужика?

а) бутылкой пива                            в) плетьми  

б) медалью                                      г) рюмкой водки и пятаком

12. Какими приемами сатиры пользуется автор?

- Аллегория

- Юмор

- Ирония

- Гипербола

- Фантастика

- Гротеск


13. Из каких сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:

1«Служили (они) в какой-то регистратуре, там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

 

а «Дикий   помещик»

2 «В некоторм царстве, в некотором государстве жил-был …, жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот … глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

 

б«Премудрый пискарь»

3 «И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертьюумер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер…»

в«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

 

14 Какой сон два раза видит центральный персонаж сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?

  1. Выиграл 200 тысяч рублей.
  2. Стал свободным и счастливым.
  3. Стал очень больным.
  4. Стал мудрым.

15 Кто подвергся осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?

  1. правительство
  2. революционные демократы
  3. обыватели
  4. либералы

16. Чем в своей жизни был недоволен герой сказки «Дикий помещик»?

а) маленькой пенсией

б)обилием мужиков

в) отсутствием жены

г) отсутствием детей

17. Почему осенью помещик даже голода не чувствовал?

а) надел тулуп

б) сидел на печи

в) оброс волосами

г) беспробудно пил

Часть 2. (Письменно обоснуйте свой ответ)

1.Какие социальные проблемы поднимаются в сказках С.-Щ?

2.Что в сказках С.-Щ. традиционно, а что необычно?

3.Почему С.-Щ. обратился к жанру сказки?

 

 

 

Зачет №4

Выберите одну тему и напишите сочинение, приближенное к итоговому. Объем сочинения 350 слов)

  • Отцы и дети (Взаимоотношение Раскольникова и его родителей)
  • Мечта и реальность (О чем мечтал герой? И с какой жестокой реальностью он сталкивается?)
  • Доброта и жестокость (Как сочетаютя доброта и жестокость в Раскольникове?)

Задания для самостоятельного изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

1. Краткая биография писателя

2. Задание. Перечитать поэму Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”; ответить на вопросы:

1. О чем заспорили мужики? 2. Откуда идут мужики? [Назвать губернию, уезд, волость, деревни.] 3. Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную? 4. Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в “Прологе”? 5. Кого встречают мужики на своем пути? 6. Кто такие Гриша Добросклонов и Марфа Тимофеевна (дайте краткую характеристику)

3. Сочинение. В чём Н.А. Некрасов видит источник народного счастья? (по поэме "Кому на Руси жить хорошо")

 

 

 Зачет №5

 

1.Составить устное сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой романа»
2.Сочинение

  - «Мысль семейная в романе»;

  - «В поисках смысла жизни» («Путь идейно-нравственных исканий

Андрея Болконского»)

  - «Наташа Ростова на пути к счастью»

3. Исследовательская работа по теме «женские образы в романе “Война

и мир”»: раскрыть сущность нравственной красоты человека на примере

образов Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Характеристика героинь

романа по плану:

а) портрет;

б) поступки;

в) отношение к семье и детям;

г) отношение автора к героиням;

д) ваше отношение к героиням.

 

 

Файлы: